Силуэтное вырезание

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания.

Искусство силуэта имеет древние корни. Еще первобытный человек обратил внимание на тени, которые появлялись и двигались при свете костра, в лунную ночь или в жаркий, солнечный полдень. Не случайно наскальные рисунки первобытных людей так напоминают тени — силуэты.

Традиции силуэта ярко и многообразно воплощены в творчестве многих известных художников, таких, как Ф. П. Толстой, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Е. С. Кругликова и др. (См.: Кузнецова Э. Искусство силуэта. - Л.: Художник РСФСР, 1970ю).

Большой интерес представляют силуэты для теневого театра, созданные художниками и педагогами Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимовым. Эти силуэты они показывали детям в школах, детских садах, на вечерах, в первом московском детском театре (1919 г.). Художники понимали и отмечали, что «разговор с детьми при помощи силуэта — предметный, решительный и короткий, как лозунг». Некоторая условность, обобщенность силуэтных образов воспринимается ребенком как реальность. «Именно потому, что силуэт — обобщение, он понятен детям. Потому что искусство самих детей обобщено...» (Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. - М.: Искусство, 1980. - С. 226.) Исходя из этого, авторы отмечают, что силуэты для детей должны быть легко узнаваемы, выразительны, без мелких подробностей и живы в смысле движения.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами. При выполнении задания детям предлагается повторить прием за воспитателем, варьируя в аппликации величину и количество фигур (работы типа «Аквариум», «Утка с утятами», «Зайчиха с зайчатами», «Лиса с лисятами» и т. д.). Такой процесс позволяет упражнять и совершенствовать движения рук в ходе создания силуэта, отбирать для наклеивания наиболее удачные вырезки. (См.: Гусарова И.Л. Аппликация в детском саду. - М.: Просвещение, 1968.)

Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное содержание предметного и сюжетно-тематического характера, что повышает и активизирует их творческий потенциал, направляет развитие комбинаторных способностей. Условия того или иного задания требуют от ребенка умения видоизменить форму, перевести фигуру из статического положения в динамическое, установить взаимосвязь между образами и предметами, рационально использовать пространство фона и цвет для передачи черт выразительности всей композиции.

В период обучения силуэтному вырезанию следует целенаправленно и последовательно сообщать детям знания об изображаемых предметах и явлениях, формировать культуру зрительного восприятия, систематически развивать технические навыки вырезания, координированные движения рук. Это обеспечивает свободное владение ножницами при передаче прямых и криволинейных очертаний, осуществляя незаметный переход слитным движением от прямого среза к кривому и обратно.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта. Формирование этих умений длится довольно долго и является результатом предшествующей работы, направленной на обследование предмета, выделение и запоминание его характерных особенностей, установление взаимосвязи частей по форме, величине, пространственному расположению на бумаге, что также требует развитого глазомера.

Объявления

Вы можете добавить сюда свое объявление.

Поиск по сайту

Навигация по сайту